Полная версия

Главная arrow Политология. Социология arrow Социология организаций arrow
Социология организаций

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


>>

Социология организаций



ПРЕДИСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ ИЗУЧЕНИЮ От примитивных сообществ к современным корпорациямФормы организованной жизни в живой природе.Естественные организации. Искусственные организации. Природа и сущность современной организацииЭффект синэргии. Определение организации. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИЙ Возникновение научного подхода к изучению организацийСоциально-экономические условия возникновения теории организа­ций. Фабричная система организации труда. Отчуждение как негативное явление в функционировании организации. Понятие аномии. Школа научного управленияПредпосылки появления теории научного управления. Теоретическое обоснование школы научного управления М. Вебером. Теория человеческих отношенийЗначение человеческого фактора в организации.Формирование школы человеческих отношений.Разработка психологического подхода в теории организаций. Системный подходОсновы общей теории систем. Организация как система. Организация как закрытая и открытая система. Структурно-функциональный подходОсновные положения структурно-функционального подхода. Условия выживания организации во внешнем окружении. Взаимодействие между системой и ее частью (системной единицей). Ситуационный подходОсновные идеи исследования организаций на основе изучения кон­кретных ситуаций. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ Основные структурные компоненты организацииПоддержание баланса между входом и выходом организации. Цели организацииЗначение целей в деятельности организации. Функции целей организации. Типы целей в организации. Классификация целей организации. Построение дерева целей. Определение социальной структуры организацииНормативная и фактическая структуры организации. Параметры социальной структуры организацииСложность структуры организации. Степень формализации структуры организации. Неформальная структура организации. Степень централизации. Конфигурации организаций. Виды формальных организационных стриктур и поведение индивидовЛинейные структуры. Модификации линейной организационной структуры. Функциональные структуры.Линейно-функциональные структуры. Гибкие структуры. Свободные структуры Организационные технологииПонятие и основания классификации организационных технологий.Производственная технология. Технологии, разделяемые по типам технологической неопределенности. Технологии, основанные на содержании работ. Персонал организацииТребования к персоналу организации. Работа с персоналом в организации. Профессиональная пропаганда Реклама. Профессиональная ориентация Подбор персонала Расстановка персонала Адаптация работников. Комплексная профессионально-психологическая оценка членов организации. Организационная культураОпределение культуры организации. Содержание культуры организации. Культура «паутины», или клубная культураХрамовая культура Целевая культура Точечная (экзистенциальная) культура . Внешняя средаНеобходимость учета факторов внешней среды.Структура внешнего окружения организации. Виды связей организации с внешним окружением. Стратегии организации в отношениях с внешней средой. Характеристики внешнего окружения организации. ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Природа социальных групп в организацияхЗначение групповых процессов в организациях. Определение социальной группы. Поведение членов социальных групп. Цели групп. Особенности групповой деятельности. Формальные и неформальные группыПричины разделения групп. Формальные группы. Неформальные группы. Формирование и развитие социальных групп в организацииПричины формирования групп. Процесс развития социальных групп в организации. Стадии развития группы в организации. Диагностика стадий развития группы в организации. Характеристики социальных группГрупповая сплоченность и выполнение заданий. Дух кооперации как характеристика деятельности групп в организации. Культурные основы группового поведения. Социальные роли в группах. Деятельность команд в организацииОпределение команды. Признаки команды. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ Основные принципы управления в организацииСущность процесса управления в организациях.Основные этапы управления. Основные характеристики системы управления Свойства и функции системы управления в организацииФункции управления в организации. Теория Файоля. Теория Минцберга. Сравнение теорий Файоля и Минцберга. Бюрократия в организацияхПонятие бюрократического управления. Негативные стороны деятельности бюрократии. Виды бюрократии в современных организациях. Поведенческая основа процесса управления. КОНТРОЛЬ И ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ Применение контроля в управлении организациейКонтроль через социализацию индивидов к групповым нормам. Контроль через групповое давление Контроль через принуждение. Осуществление организационного контроля. Власть как свойство личности и как межличностное отношениеОсновные подходы к изучению власти. Власть как свойство личности. Определение власти с точки зрения социально-психологических концепций. Определение оснований власти. Ситуационное лидерство и ситуационное использование оснований власти. Власть как свойство социальной системыВласть как необходимое условие выживания организации. Сущность власти с точки зрения системного подхода. Проблема неопределенности в управлении организацией. Авторитет и власть в системном подходе. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Научные подходы в теории организаций и проблема коммуникацийРоль коммуникации в управлении организацией.Школа человеческих отношений. Системный подход к коммуникациям в организациях. Принципиальные модели процесса коммуникации и их применениеМодель сетевого анализа коммуникационных сетей. Трансакционная модель коммуникаций. Типология коммуникаций в организацииКаналы коммуникации. Функционирование коммуникаций в организацияхПроблемы структурных коммуникаций. Проблемы коммуникации в межличностном общении. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ Общее представление о конфликтах в организацииСущность конфликта в современной организации. Природа конфликтных взаимодействий. Классификация конфликтов в организацииЛичностный, или психологический, конфликт Межличностный, или социально-психологический, конфликт Межгрупповой (социальный) конфликтОткрытые и скрытые конфликты. Причины возникновения конфликта в организацииОсновные причины возникновения конфликтов. Протекание конфликта в организации. Разрешение конфликта и его последствия. Управление конфликтом в организацииСпособы управления конфликтами. Организационные способы управления конфликтом Социологические и культурные способы управления конфликтами. Социально-психологические способы управления конфликтами. МОТИВАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ Сущность мотивации как функции управления в организацииПрирода мотивации. Функции мотивов поведения индивида. Мотивация и управление. Основные исследования мотивов деятельности человекаАнализ мотивов поведения работника в организации X. Хекхаузена.Классификации мотивов на основе отношения индивид — среда Г. Мюррея.Классификация мотивов А. Маслоу Психологические теории мотивации в организацииИерархия человеческих потребностей (А. Маслоу). Теория мотивационной гигиены, или двухфакторная модель (Ф. Херцберг). Теория потребностей (Д. Макклеланд). Теория X и теория Y (Д. Макгрегор). Социально-экономические теории мотивацииТеория «типовых переменных» и индивидуального выбора (Т. Парсонс). Теория баланса между побуждением и вкладом (С.И. Барнард и Х.А. Саймон). Теория ориентации на работу (Д.Х. Голдторпа, Д. Локвуда и др.). Теория ожидания (В. Врум). Теория справедливости.Синтетическая модель мотивации Э. Лоулера иЛ. Портера. Изменение поведения членов организации и мотивацияТеория подкрепления Виды подкреплений. Порядок выделения подкреплений. ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ Основные подходы к изучению личности члена организацииМетоды работы с личностью в организации. Личностные качества. Измерение личностных характеристик. Теория черт личности.Критика теории черт личности. Подходы к изучению личности, альтернативные теории чертПять переменных У. Мичела. Подход с позиции «зрелости» индивида К. Арджириса. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Сущность изменений в организацииНеобходимость организационных изменений. Изменения и инновации. Процесс осуществления инноваций в организацииМеханизм осуществления и принятия инноваций. Социальные основы инноваций. Основные причины сопротивления инновациямСуть сопротивления изменениям.Технические причиныПолитические причины сопротивления изменениям Культурологические причины Фактор неопределенности при осуществлении инновацийНеопределенность в организации и проводимые изменения. Техническая неопределенность Политическая неопределенность. Культурологическая неопределенность.Информационная неопределенность. БУДУЩЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ Организация и рынок Гибкая организацияУправление по системе Z. Ориентация организации на потребителя. СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВЛИТЕРАТУРА
 
>>

Похожие темы