Полная версия

Главная arrow Финансы. Экономика arrow Инвестиционный менеджмент arrow
Творческий путь Гюго

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Общая характеристика раннего немецкого романтизма. Школы. Идеи. Образы.

Общая характеристика.

Р. Распростр в странах Европы в нач 19 века, но не только в лит-ре. Сам термин связан с лат. словом roman который обозначал во Франции 12 века повествование о любовных приключениях незаурядных личностей.

Слово Романтизм обозначает нечто высокое, прекрасное с оттенком преувеличения и соединен со значением лирический. Зарождается романтическое движение в 19-19 веках. Которому способствовали три основные предпосылки:

  • 1) французская революция 1789 года, 2) Философские предпосылки, 3) литературные предпосылки.
  • 1. Эпоха просвещения призывала к революционным изменениям. Девиз : « свобода, равенство и братство». Она породила веру в возможность изменения общества и активных действий. Но с другой стороны трагическое ощущение разочарование и безысходность сопутствовали этим мыслям. Обращение к философии идеализма, идеализация прошлого и ироническое отношение к реальности.
  • 2. Были свои в каждой стране, но наибольшее влияние на романтизм оказала немецкая философия. В частности идеи И. Канта, который говорил о существовании иного мира не зависимого от субъективного существования, независимого от сознания и говорил о непознаваемости этого самого мира. Также были в ходу идеи Фихте – философ идеалист. Идеи Шеллинга так же оказали особое влияние. Он утверждал единство природы и сознания, искусства – т е выражение абсолютной идеи заключается в природе. Гениальность художника позволяет уловить в природе эту идею и воплотить ее в искусстве. А так же говорит о бессознательности творческого процесса.
  • 3. Романтическая реакция на просветительскую литературу. Очень многое почерпнуто из 18 века, обращение к сентиментализму ( оно впервые обращается к области чувств), Гете «страдания юного Вертера». Идеи Бури и Натиска.

Черты Романтизма

  • 1) в силу влияния идеалистической философии романтики понимали искусство, как нечто универсальное в этом универсуме соединяли философское и художественное познания. Поэтому произведения искусства подобны природному творению, они рождаются и развиваются. Характерно стремление к созданию обобщенных символических образов и поэтому романтики обращаются к мифам ( античным, средневековым, фольклорным) они перерабатываются и по-новому осмысливаются. Появление новых образов-мифов.
  • 2) Чувство историзма. Не смотря на обращение к мифам, произведения романтиков были обращены к современности. Так осмысливалась связь времен. История общества так же являлась одной из важнейших тем. Это было связано с идеализацией и связью прошлого и настоящего. Писателей интересуют не легенды, а подлинные истории своего народа. Идеализация прошлого в силу неприятия современности.
  • 3)Двоемирие. (Особенно характерно для немецких романтиков). Реализуется через сюжет и образы главных героев. Главный герой – выдающаяся личность, которая выделяется из общества и отличается ото всех. В герое усиливается какая-либо черта или несколько черт. Может обладать сильной волей, творческим разумом, или наблюдательностью.
  • 4)Эмоциональность. Обращение к миру чувств. Сферу чувств для литературы открывает сентиментализм. Но романтики начинают анализировать чувства (фр. Р.) Особое внимание уделяется чувству любви т к именно любящий человек обладает высокой духовностью (гофман).
  • 5) Природное описание. Эта традиция так же пришла из сентиментализма. Через природу отражают чувства, она становится действующим лицом. Это связано с тем, что романтики одухотворяли природу и видели в ней божественное начало. Она духовно возвышает человека и ее язык постигают герои.
  • 6) стремление к синтезу искусства. Герои художники или музыканты. Романтики были талантливы в нескольких областях (Б. Гримм были философами и лингвистами, а Гофман писатель, композитор и музыкант).

Романтизм в каждой стране обладал своими особенностями и своеобразным развитием.

7)Герой в художественных произведениях романтиков получает принципиально иную трактовку, нежели у просветителей и классицистов. Он становится субьектом, формирующим окружающие обстоятельства. Проблема личности становится для романтиков центральной.

В решении проблемы « личность и общество» романтики переносили акцент на первый компонент этого соотнесения, считая, что раскрытие и утверждение человеческой личности, ее совершенствование приведет к утверждению высоких общественных и гражданских идеалов.

Немецкий : самый ранний Формируется в конце 18 (1795) и существует до 20 годов 19 века.

Английский: начало 19 до 1830 годов.

Французский : революция 1789 до 1840 годов.

Американский: 1820 – 30 годы

Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства Р.: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. Прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества.

В своем развитии прошел два этапа ( 2 школы)

  • 1) Йенский романтизм ( Йен – город) 1797 – 1804.
  • 2) Гейдельбергский романтизм (Гейдельберг – город) 1804 до 1820 х.

Йенская школа

Культурный центр город Йен ( Шиллер, Фихте, Шеллинг)

Во главе кружка братья Шлегели Фридрих и Август – Вильгельм. Так же входили: Людвиг Тик , Новалис, Вильгельм Вакенродер.

Программным стало произведения Ф. Шлегеля «критические фрагменты» 1797 год. Было написано для журнала. А.В. Шлегель вошел в историю как теоретик и переводчик Шекспира. Во многом Йенские романтики опирались на философию Канта, Фихте и в особенности Шеллинга.

«К. Ф.»

  • 1) провозглашение романтической поэзии прогрессивной и универсальной. Считая, что она соединяет философию и эстетику.
  • 2) Образ мира складывается из фрагментов которые возникают в сознании художника. Фантазия дает художнику свободу. Поэтому процесс познания переходит в область субъективных эмоций. В этом есть сут романтического отражения мира.
  • 3) произведениям противопоказана завершенность. Т е его смысл шире тех идей которые вложил в него поэт. По мере проникновения в произведение появляется многозначность образа тк каждый понимает его по своему.
  • 4) по новому представлена ирония и ее роль в искусстве. Она предполагала умение посмотреть на явления со стороны. Романтизм предполагает освобождение от нарочитой серьезности, новое отношение к миру и его отражение в искусстве.
  • 5) Романтическая ирония парадоксальна. Т е для р. И . характерен бесконечный поиск истины. И результат конечный на данный момент является промежуточным на пути всего познания. Для романтич. произведений характерен открытый финал. Р. И. не только поиск истины, она влияет на композицию.
  • 6) Р. Гротеск. Романтики искали новые формы выражения в искусстве и поэтому обращаются к гротеску. Т к видели в нем черты парадоксальности и стремление противоположностей. Это привлекало романтиков из-за двоемирия. Гротеск акцентирует действительность. Сочетание не сочетаемого. Но все же гротеск более характере для второго периода романтизма в германии.
  • 7)Тема любви занимает важное место. По мысли Шеллинга любовь – это то, что обьясняет вселенную, определяет ее т е любовь дает возможность для познания природы и вселенной. Усиливает способности человека и побуждает его к творчеству. Таким образом мир чувств включается в познание вселенной. Эмоция для Шеллинга выше логики.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Похожие темы