Полная версия

Главная arrow Финансы. Экономика arrow Инвестиционный менеджмент arrow
Значение слова

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


Значение слова


Значение слова

вакханки - (БАССАРИДЫ, МЕНАДЫ) Спутницы, почитательницы бога Диониса, согласно описанию Еврипида в «Вакханках». Толпами, в безумном восторге, ходят они за Дионисом. Лишены всех человеческих страхов и условностей. Живут свободно, бродят по лесам и горам, едят сырое мясо диких животных. Существовала традиция изображать их в ритуальном танце, полуобнаженными, в звериных шкурах, часто подпоясанными задушенными змеями, с тирсами в руках.

Амброзия – легендарная пища богов, дающая им силу и молодость.

Нектар — (греч. nektar), напиток олимпийских богов, вместе с амброзией (пищей богов) дающий им бессмертие и вечную юность.

Титаны (др.-греч. ???????, ед. ч. ?????) — в древнегреческой мифологии[1] сверхъестественные существа второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение

Гига?нты (др.-греч. ????????; ед. ч. ?????) — в древнегреческой мифологии[1]великаны. По Гомеру, дикие, исполинские и родственные богам существа (порождены Геей[3]);

Аэд (от ?????? — певец) — в Древней Греции профессиональный исполнитель эпических песен под аккомпанемент щипкового инструмента форминги (наподобие лиры).

Рапсод - в Древней Греции первоначально сказитель, складывающий из унаследованных эпических текстов связное целое (таким рапсодом можно представить Гомера). В классическую эпоху рапсод - декламатор, исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы. Репертуар рапсодов составляли главным образом произведения Гомера, в которые исполнители могли вносить и куски собственного сочинения. Позднее рапсодами называли странствующих певцов, исполнителей эпических поэм под аккомпанемент лиры. В отличие от аэдов, которых они сменили, рапсоды не импровизировали, а комбинировали, "сшивали" отрывки текстов.

Кентавры (др.-греч. ?????????, ед.ч. ?????????) в греческой мифологии[1] — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им

Сати?ры (др.-греч. ???????, ед. ч. ???????) — в греческой мифологии[1] лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами. Они впервые приготовили вино[4]. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свитуДиониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну, которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегуНаксоса.

менады – гр. [mainas (mainados) бешеная, исступленная] – в Древней Греции – жрицы бога вина и веселья Вакха (Бахуса), вакханки.

Паника Происходит от др.-греч. ??????? «принадлежащий Пану; панический», от ??? «Пан» (имя бога; греки и римляне приписывали происхождение ужаса, навеянного ложной тревогой, богу Пану)

Слово 'паника' происходит от имени древнегреческого бога Пана. Гневом Пана пастухи объясняли непонятную панику, которая вдруг нападала на стада овец и коз .

Амазонки (др.-греч. ???????? — этимология достоверно неизвестна[1]) — вдревнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Ни?мфы (др.-греч. ??????, лат. nymphae — невесты) — в древнегреческой мифологии[1][2] олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей[3]. Им посвящен орфический гимн. Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев — дриадами игамадриадами, нимфы источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

Плея?ды (др.-греч. ????????) — в древнегреческой мифологии[1] дочерититана Атланта и океаниды Плейоны: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Астеропа (у Арата Стеропа[2]), Тайгета и Электра[3]. Сёстры Гиаса, Гиад иКалипсо. В античности чаще всего представляются как нимфы в эскортеАртемиды. По одному из мифов, Плеяды, охваченные горем по поводу гибели их брата Гиаса и сестер Гиад, покончили с собой, были взяты на небо и превращены в созвездие[6]. Яркие звезды в скоплении Плеяд носят имена семи сестёр:Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета и Электра.

океаниды - в древнегреческой мифологии - морские нимфы, дочери океана. нимфы, обитательницы морских, речных вод. Дочери титана Океана и титаниды Тефиды, сестры потоков. К ним относятся: Диона, Дорида, Киллена, Меропа, Метида, Перса (Персеида), Плейона, Харикло, Эвринома, Электра и др.

Дриады (др.-греч. ???????, ед. ч. ?????, от ???? — дерево, в частностидуб) — нимфы[1], покровительницы деревьев. Существовало поверье, что человек, ухаживающий за деревом, пользуется их особенным покровительством. Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Самые древние из известных нимф — дриады, родившиеся из капель крови Урана и обитающие вЯсене, (мелиады). Они единственные из нимф, которые смертны. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф. Самая известная из дриад — Дриопа.

Ора?кул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. ОРАКУЛ, -а, м. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец -прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любыевопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной(ирон.).

эринии [гр. erin(n)yes] - в древнегреческой мифологии - богини мщения и кары; преследуют и карают преступников; по отношению к раскаявшимся преступникам становятся богинями-благодетельницами (эвменидами); то же, что в древнеримской мифологии фурии. древнегреческой мифологии богини мщения, родившиеся из крови Урана. Первоначально число их было неопределенным. Они почитались как хранительницы материнского рода и законов матриархата. Позднее число их ограничилось тремя: Тисифона, Алекто и Мегера, и они получили значение мстительниц за нарушение правопорядка вообще, особенно за убийство. Изображались в форме крылатых женщин со змеями вместо волос, с факелами или бичами в руках. Уаримлян отождествлялись с фуриями.

фурия [лат. furia] - 1) в древнеримской мифологии - каждая из трех богинь мщения и кары; то же, что в древнегреческой мифологии эриния; древнеримские богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления.

Грации - (Gratiae) - римское, теперь общеупотребительное название греч. богинь харит (cariteV), с именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Г. принадлежат к свите Афродиты; они сопровождают и Пейфо богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них последние не могли бы ни действовать, ни пленять. в римской мифологии три богини красоты, изящества и радости. Соответствуют греческим харитам. 1) богини прелести, красоты и любезности; их считалось три: Аглая, Евфрозина и Талия, дочери Юпитера и Евриномы. По-гречески они наз. харитами; спутницы Венеры. 2) в нарицательном смысле: красавицы.

Хариты или Грации

(???????, Gratiae). Богини красоты, женской прелести и светлой радости. Они были дочери Зевса. Их считалось три: Аглая (блестящая), Эфрозина (веселая) и Фалин (цветущая). Хариты в дружбе с музами и сопровождают Афродиту, которая без них не может пленять. Хариты изображались в виде красивых, грациозных девушек с музыкальными инструментами, миртами и розами. Им соответствуют римские грации.

ГЕСПЕРИДЫ , в греческой мифологии дочери Атланта (по другим источникам - Геспера), жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотые плоды. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом, - один из подвигов Геракла. Геспериды - в греческой мифологии дочери Атланта (по другим источникам -Геспера), жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотыеплоды. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом,- одиниз подвигов Геракла.

Гиперборе?я (др.-греч. ?????????? — «за Бореем», «за севером») — вдревнегреческой мифологии[1][2] и наследующей ей традиции, это легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев. гипербореи выросли из крови древнейших титанов[3]. Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону[4]. О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон»[5]. По Мнасею, они ныне называются дельфами[6]. ГИПЕРБОРЕИ , в греческой мифологии пребывающий в вечном блаженстве народ, обитавший на северном краю мира. Гипербореи пользовались особой любовью Аполлона, уходившего к ним на зиму из Дельф. Почитались в святилищах Аполлона в Дельфах и на Делосе. Многочисленные мифы повествуют о прорицателях из Гипербореи - основателях храмов и оракулов Аполлона (см. Абарис). В переносном смысле Гиперборея - страна севера, страна - легенда.

Сире?ны — (др.-греч. ????????, лат. Sirenes) — в греческой мифологии[1] морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос.

Отцом сирен считали морского бога Форкиса[3], или они — дети Ахелоя и одной из муз: (Мельпомены[4], илиТерпсихоры[5], или Каллиопы), либо дочери Стеропы[6] или Геи, либо дочери Форкиса и Кето. В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик. Они были спутницами Персефоны[7]. После похищения Персефоны[8]блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне[9]; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону[10]; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж[11]. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц

парки [лат. рагсае] - 1) в древнеримской мифологии - три богиня человеческой судьбы; то же, что в древнегреческой мифологии мойры;

Горгоны - в греческой мифологии чудовища женского рода. Гомер в Илиаде говорит, что голова Г. находится на эгиде Зевса, а в Одиссее Г. - страшилище подземного царства. Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого Г. рождена землей и убита Афиной, речь идет об одной Горгоне; между тем у Гесиода их три, живущие на западе, за океаном. Позднейшие писатели относят их в Ливию (Геродот и др.). Они представляются в виде крылатых существ, с несоразмерно большой головой, высунутым языком. оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу называют Горгоной, была самая ужасная. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), произошел крылатый конь Пегас. Голова Медузы окаменяла всех, кто на нее глядел или до нее дотрагивался. Искусство долгое время изображало ее в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно - с крыльями над висками и змеями в волосах. Внешне ужасное заменилось ужасным выражением красивого лица.

Нереида ж. Морская нимфа, одна из пятидесяти дочерей морского божества Нерея, имена которых указывают на изменчивость, глубину и прихотливость моря (в древнегреческой мифологии).

ОРЫ (Горы) , в греческой мифологии богини времен года, ведали порядком в природе. В разное время насчитывалось разное число Ор, они также упоминаются под разными именами. В Афинах почитались Талло (Цветущая) и Карпо (Богатая плодами), считавшиеся спутницами Афродиты; Гесиод упоминает имена трех Ор - прислужниц Зевса: Евномии (Законности), Дике (Справедливости) и Эйрены (Мира)

КУРЕТЫ , в греческой мифологии племя божественного происхождения, спутники Реи-Кибелы. Охраняли младенца Зевса в пещере на о. Крите, где его скрыла от Кроноса Рея. Первоначально, вероятно, самостоятельные божества растительных сил земли. Куретами назывались также жрецы Реи.

Мойры (Moirai) - греч. богини судьбы. дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - ее случайности, третья - неотвратимость ее решений. Клото поет о настоящем, Лахезис - о прошедшем, Атропос - о будущем. МОЙРЫ , в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки.

 

Похожие темы