Полная версия

Главная arrow Психология arrow Психология и педагогика arrow
Психология и педагогика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


Психология и педагогика


ВВЕДЕНИЕ

Понятие «педагогический процесс» является стержневым понятием педагогической науки. В научный лексикон оно было введено русским педагогом П.Ф. Каптеревым (1849-1922). В своей работе «Педагогический процесс» он писал: «Педагогический процесс, включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности». В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс является не просто механическим соединением выше перечисленных процессов, а новым качественным образованием, имеющим свои специфические характеристики. В качестве его основных характеристик можно выделить следующие: целенаправленность, двусторонность и целостность. Педагогический процесс всегда обусловлен конкретной целью (формирование разносторонне гармонически развитой личности) для достижения которой педагогами создаются оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности. Педагог, решая любые задачи или ситуации, возникающие в образовательном пространстве, должен ориентироваться в их решении на достижение генеральной цели. Двусторонность предполагает наличие двух субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Стремление к конструктивной совместной деятельности и партнерству с обеих сторон может стать условием успеха каждой из них.

Целостность педагогического процесса – это обязательное условие его функционирования. В связи с этим В.А. Сластенин утверждает, что только в целостном педагогическом процессе может быть сформирована целостная гармоническая личность. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Оно проявляется во внутреннем единстве составляющих его компонентов и их гармоническом взаимодействии. Целостность педагогического процесса нельзя сводить просто к единству процессов обучения и воспитания, единству процессов интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания. Педагогический процесс един и неделим во всех проявлениях и его целостность достигается через преодоление противоречий, постоянное движение и образование новых качеств.

Для более ясного понимания целостности педагогического процесса необходимо рассмотреть основные аспекты этого явления. В.А. Сластенин выделяет два аспекта: содержательный и организационный. В содержательном аспекте целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования накопленного человечеством опыта: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

  1. процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;

  2. процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;

  3. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

  4. процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразования и самовоспитание).

Таким образом, в движении педагогического процесса отражаются такие его специфические характеристики как целенаправленность, двусторонность и целостность.

Основными функциями целостного педагогического процесса являются: обучающая, развивающая и воспитательная. Обучающая функция направлена на формирование традиционных знаний, умений и навыков. Развивающая функция направлена на развитие психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной и двигательной сфер. Воспитательная функция более объемная, чем две предыдущие. Она направлена гармоничное развитие личности, ее сознания, чувств и поведения. Воспитательная функция является ведущей функцией педагогического процесса и корректирующей. Каждая функция, имея свое назначение и соответствующее содержание, тесно связана с другими. Они взаимопроникают друг в друга, составляют единое целое в педагогическом процессе и вместе работают на достижение генеральной цели педагогической системы.

Как замечает Т.А. Стефановская, к сожалению, в реальной педагогической практике педагоги чаще всего ограничиваются реализацией обучающей функции. Причиной этого является низкая профессиональная компетентность и формальное отношение педагога к своим функциональным обязанностям. Игнорирование саморазвития личности и его индивидуальных особенностей ведет к разрушению педагогического процесса как динамической и деятельностной системы.

Движущие силы педагогического процесса, как и любого развивающегося явления, есть противоречия. В трактовке противоречий нет единого подхода среди отечественных исследователей. Например, В.А. Сластенин анализирует объективные и субъективные противоречия, определяющие движение педагогического процесса. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. Но если требования слишком завышены или занижены, то они не становятся источником движения школьника, а, следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми. В этом плане очень полезной является теория Л.С. Выготского о зонах развитии личности: зоны актуального и ближайшего развития, на которые должен ориентироваться педагог в своей деятельности.

Демократизация и гуманизация образования выявили главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.

Среди субъективных В.А. Сластенин выделяет следующие противоречия: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении личности и тенденцией к технократизации педагогического процесса.

Т.А. Стефановская выделяет три группы противоречий, движущих развитием педагогического процесса: противоречия, движущие развитие воспитанника (I); противоречия, осложняющие взаимодействия педагога с воспитанниками (II); противоречия, возникающие в ходе деятельности педагога (III).

К Iгруппе относятся противоречия между сознанием и поведением, сознанием и чувствами ребенка; между долгом и поведением; между притязанием и реальными возможностями; между тягой к взрослым и стремлением к самостоятельности; между привычкой и требованиями и др. Педагогу нужно знать об этих противоречиях и помочь своим воспитанникам конструктивно их преодолеть.

Ко IIгруппе относятся противоречия между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением воспитанников к их осуществлению; между отбором содержания образования педагогом и воспитанником; между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками; между оценкой и самооценкой и др. Понимание этих противоречий педагогом и воспитанником и стремление к их конструктивному разрешению способствует более эффективному взаимодействию в педагогический процессе.

IIIгруппа противоречий связана со структурой деятельности педагога. Это трудности в ее организации из-за несоответствия цели и содержания деятельности; конкретных задач и средств их достижения; содержания деятельности и форм организации и др. Знание этих противоречий и умение их разрешать напрямую сказывается на качестве педагогической деятельности.

Исходя из этого, можно сказать, что педагогический процесс – это многокомпонентная система, содержащая в себе множество противоречий (внешних, внутренних, объективных и субъективных). Именно наличие этих противоречий характеризует педагогический процесс как динамическую систему. Постоянная необходимость их разрешения обуславливает движение системы, ее развитие, самосовершенствование и организацию четкого, научного управления ею. Педагогический процесс как динамическая и деятельностная система находится в непрерывном функционировании и развитии. При условии четкой, научной организации им, он способен к постоянному самосовершенствованию, при отсутствии или формализации управления им, он склонен к деградации и застойным явлениям. Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают различные ситуации. Педагог должен использовать эти ситуации как воспитательные. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, то есть может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности. Именно в переходах от решения одной задачи к другой можно увидеть движение педагогического процесса.

Надо отметить, что эти задачи являются задачами социального управления. Они все решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

  • 1)анализа ситуации и постановки педагогической задачи;
  • 2)проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;
  • 3)осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирования и корректирования течения педагогического процесса;
  • 4)анализа результатов решения.

Говоря о педагогической задаче, надо иметь в виду, что она также есть система особого рода, имеющая такие же компоненты как педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства.

Каждая система развивается согласно определенным законам. В качестве основного закона педагогического процесса В.А. Сластенин определяет обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Что касается закономерностей педагогического процесса, то среди педагогов-теоретиков нет единого мнения по этому вопросу. В.А. Сластенин выделяет такие педагогические закономерности как: обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем экономического и культурного развития общества; зависимость результатов воспитания от влияния окружающей среды и характера деятельности, в которую включен воспитанник; соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Этот список можно дополнить закономерностями, предложенными Т.А. Стефановской. Она отмечает, что процесс формирования личности невозможен без ее активной деятельности; что в реальном процессе развития личности компоненты педагогической системы выступают в самых различных комбинациях, составляя при этом единый и целостный процесс.

Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие: гуманистическая направленность педагогического процесса, его связь с жизнью и практикой, научность, наглядность, природосообразность, сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, сознательность и активность ребенка, опора на его положительные качества, уважение и разумная требовательность к ребенку.

Таким образом, педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять его движение, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли - сад, прогимназия, детский развивающий центр и другие) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет 3 ступени: 1 ступень – начальная школа (3-4 года); П ступень – основная школа (5 лет); Ш ступень – средняя школа (2-3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Специальные образовательные учреждения – классы, группы коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с отклонениями в развитии. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей по заключению психолого-медикопедагогической консультации.

Профессиональные образовательные учреждения – создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах. Высшее профессиональное образование – в университетах, академиях, институтах, колледжах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим условием эффективного формирования личности является вооруженность организаторов педагогического процесса настоящей педагогической теорией. К сожалению, в нашей стране такой теории нет. Даже главный вопрос педагогики - сущность педагогического процесса, до сих пор не раскрыт. В объяснении его ученые допускают серьезные ошибки. Среди них:

  1. введение в научный обиход понятия “обучение”;

  2. утверждение о том, что существует так называемое “чистое воспитание”;

  3. представление педагогического процесса как суммы двух самостоятельных процессов: обучения и воспитания;

  4. объяснение педагогического процесса как “образование”;

  5. признание педагогического процесса как суммы обучения, воспитания и образования;

  6. деление педагогического процесса на умственное, нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание;

  7. рассмотрение “организованного” и “неорганизованного” педагогических процессов без их взаимосвязи;

  8. отождествление педагогического процесса с его формами и так далее.

Вышеперечисленные ошибки в объяснении педагогического процесса имели отрицательные последствия.

  • Во-первых, деление педагогического процесса на обучение и воспитание, например, привело к формированию “образованных, но не воспитанных” людей.

  • Во-вторых, из-за неправильного объяснения сущности педагогического процесса задерживалось дальнейшее развитие педагогической науки. В отличие от других ученых мы педагогический процесс не делим на обучение и воспитание; на умственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание; не отождествляем его с образованием.

“Педагогический процесс”, “обучение”, “воспитание” - это синонимы, означающие одно и то же явление. Педагогический процесс, можно определять как целенаправленное и стихийное воздействие на человека, которое приводит к формированию его личности, представляет собой стройную и целостную систему, состоящую из объекта, субъекта, цели, движущей силы, принципов, содержания, форм, средств, методов, единиц, типов и результата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.

  2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.

  3. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. М., 1990.

  4. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.

  5. Леднев В.С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.

  6. Нравственное воспитание школьников. / Под ред. С. Марченко. М.: Просвещение, 1969.

  7. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997.

  8. Педагогический словарь: В 2-х тт. / Под ред. И.А. Каирова. М., 1960.

  9. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов. / Под ред. В.М. Коротова. М.: Просвещение, 1980.

 

Похожие темы