Полная версия

Главная arrow Право arrow Права человека и гражданина arrow
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Одним из первых международных институтов продвижения и защиты прав человека является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), избираемый ее Генеральной Ассамблеей в коли­честве 54 членов. Он уполномочен выносить рекомендации от име­ни ООН в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. ЭКОСОС наделен правом получать от государств — членов ООН и ее специализированных учреждений док­лады о мерах, предпринятых ими во исполнение данных рекомен­даций, и сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по док­ладам государств.

В целях реализации возложенных на него обязанностей ЭКО­СОС своей резолюцией 5 (I) от 16 февраля 1946 г. создал Комиссию по правам человека, которая начала свою деятельность в 1947 г. с работы над проектом Всеобщей декларации прав человека. Затем при участии комиссии были разработаны проекты двух международных пактов по правам человека. Резолюциями ЭКОСОС № 728F(1959), 1235 (1967) и 1503 (1970) Комиссия по правам человека была наде­лена полномочиями изучать и рассматривать жалобы на нарушения прав человека, поступающие в ООН со всех концов мира.

При Комиссии по правам человека созданы Рабочая группа спе­циальных репортеров, призванная изучать на местах различные аспекты нарушения прав и свобод человека, а также ряд подкомис­сий по отдельным аспектам прав человека (комиссии по правам жен­щин, по предупреждению дискриминации, по делам национальных мень­шинств и др.). Принятие международных пактов о правах человека потребовало дальнейшего совершенствования контрольного меха­низма ООН путем создания новых институтов (для контроля за ре­ализацией положений каждого международного соглашения учреж­дается специальный институт) и конкретизации полномочий суще­ствующих институтов.

Высшим наблюдательным органом по международному Пакту о гражданских и политических правах является Комитет по правам человека, состоящий из восемнадцати членов — граждан участвую­щих в пакте государств, обладающих высокими нравственными ка­чествами, признанной компетентностью в области прав человека и достаточным юридическим опытом.

В комитет не может входить более одного гражданина одного и того же государства. Поскольку число членов комитета меньше числа участвующих в пакте государств, то «при выборах в комитет прини­маются во внимание справедливое географическое распределение чле­нов и представительство различных форм цивилизации и основных юри­дических систем» (ст. 31 ПГПП). Таким же образом заполняются и вакансии, образующиеся в период работы комитета в результате от­ставок, исключения или смерти членов комитета. Избранный на вакантное место член комитета занимает должность не 4 года, как обычно, а только остающуюся часть срока полномочий члена, кото­рый освободил место в комитете. Каждый член комитета делает тор­жественное заявление на открытом заседании комитета о том, что он будет осуществлять свои функции беспристрастно и добросовестно.

Согласно ст. 40 ПГПП участвующие в нем государства обязаны представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем пакте, и о прогрессе, дос­тигнутом в использовании этих прав: а) в течение одного года пос­ле вступления в силу настоящего пакта в отношении соответствую­щих государств-участников; б) после этого во всех случаях, когда того потребует комитет. Все доклады представляются на имя Гене­рального секретаря ООН, который направляет их в Комитет по пра­вам человека для изучения.

Комитет по правам человека изучает все полученные материа­лы и составляет свои обобщающие доклады, которые представляются всем участвующим в пакте государствам. Он может также высказать им замечания, какие сочтет целесообразными. Комитет вправе пре­проводить в ЭКОСОС эти замечания вместе с экземплярами докла­дов, полученных им от участвующих в пакте государств. Эти госу­дарства, в свою очередь, вправе представлять комитету свои сооб­ражения по любым из высказанных им замечаний.

Ст. 41—42 ПГПП предусматривают особые процедуры рассмот­рения сообщений в случаях, когда участвующие в нем государства заявляют о признании ими компетенции комитета получать и рас­сматривать сообщения о том, что какое-либо государство-участник утверждает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящему пакту. В таких случаях могут быть со­зданы специальные согласительные комиссии, члены которых будут изучать проблемы прав и свобод человека на местах.

Ежегодно Комитет по правам человека через Экономический и социальный совет представляет Генеральной Ассамблее Организа­ции Объединенных Наций доклад о своей работе.

Контроль за выполнением положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах возложен непосредственно на ЭКОСОС ООН. В 1985 г. для контроля за практическим выполне­нием данного пакта он учредил в своей структуре Комитет по эко­номическим, социальным и культурным правам. Участвующие в пак­те государства обязаны представлять доклады (в течение первых двух лет после вступления пакта в силу для данной страны, а затем — че­рез каждые пять лет) о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути достижения прав, признаваемых в пакте. Генеральный секретарь ООН направляет их на рассмотрение в ЭКОСОС, а отдельные по­ложения доклада — заинтересованным специализированным учреж­дениям ООН. Последние, в свою очередь, по запросу ЭКОСОС пред­ставляют ему доклады о прогрессе на пути к реализации положений пакта, относящихся к сфере их компетенции. Доклады государств и специализированных учреждений ООН, касающиеся прав человека, могут быть переданы в Комиссию по правам человека ООН для рас­смотрения и выработки1 общих рекомендаций.

Согласно ст. 20 МПЭСКП ЭКОСОС может время от времени представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и с кратким изложением сведений, получаемых от участвующих в этом пакте государств. Он вправе запрашивать от спе­циализированных учреждений доклады о принятых мерах и достиг­нутых результатах в области обеспечения соблюдения прав, призна­ваемых в МПЭСКП, и обращать их внимание на любые вопросы, возникающие в связи с докладами.

В деятельности ООН значительное место занимают проблемы обеспечения равноправия женщин, борьба с пытками, расизмом, апартеидом, расовой дискриминацией. Принята масса конвенций по этим аспектам прав человека. Естественно, что для контроля за выполнением положений этих конвенций созданы и соответствую­щие органы. Ими являлись и являются Специальный комитет против пыток, Комитет по устранению дискриминации женщин, Комитет по апартеиду, Постоянная рабочая группа экспертов, Комитет по устра­нению расовой дискриминации, специальные докладчики о ситуации с правами человека и фундаментальными свободами коренных (индейс­ких) народов.

В 1994 г. по рекомендации Всемирной конференции по правам человека Генеральная Ассамблея ООН учредила должность верховного комиссара по правам человека, призванного возглавлять ставшую достаточно сложной систему защиты прав че­ловека в ООН. Он ответственен непосредственно перед Генеральным секретарем и Генеральной Ассамблеей, его полномочия простира­ются на все аспекты деятельности ООН по продвижению универсаль­ных прав человека и координации действий по их защите.

 

Похожие темы