Полная версия

Главная arrow Финансы. Экономика arrow Системы менеджмента качества arrow
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ

Методы определения численных значений по­казателей качества подразделяются наобъективные и субъективные.

К объективным относятся методы:

  • измерительный (применение технических измерительных средств);
  • регистрационный (наблюдение и подсчет числа определенных событий, пред­метов или затрат);
  • расчетный (установление теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров).

Субъективными считаются методы, основанные на полученной информации:

  • органолептический (в результате анализа восприятий органов чувств);
  • экспертный (основанный на заключении группы специалистов-экспертов-дегу­статоров, товароведов и др.);
  • социологический (при сборе и анализе мнений потребителей продукции).

Организация технического контроля качества продукции

Достижение высоких показателей качества продукции требует организованной плано­мерной работы в этом направлении всех отделов, служб и производственных подразде­лений предприятия.

Качество продукции определяется стандартами, техническими условиями (ТУ), чертежами и установленными технологическими процессами. Для стандартной про­дукции качество устанавливается в ГОСТах, в которых содержатся технические усло­вия, обязательные для всех производителей и потребителей продукции. Посредством стан­дартов государство внедряет в промышленность новые технические достижения и обязы­вает все предприятия строго придерживаться заданного уровня качества продукции.

Под техническими условиями (ТУ) понимается перечень технических требова­ний, предъявляемых к продукции соответствующего вида. Они составляются на про­дукцию, не имеющую стандартов, и должны содержать все необходимые технические требования, не отмеченные на чертежах изделия, по изготовлению, приемке, испыта­нию и поставке продукции. ТУ могут составляться как на изделие в целом, так и на его отдельные части. Они задаются в практически доступных, но достаточно жестких пре­делах, необходимых для обеспечения однородности продукции (изделий). Кроме ука­занных документов качество продукции оценивается и по рекламациям, поступающим от потребителей.

Продукция, соответствующая чертежам, ТУ или стандартам, призна­ется годной, или качественной. Продукция, имеющая отступления от перечисленных документов, считается дефектной, или браком. Дефектная продукция, которая после исправления (дополнительной обработки) может быть использована как годная, называ­ется исправимым браком. Продукция, исправление которой технически невозможно или экономически нецелесообразно, называется неисправимым или полным браком.

По месту обнаружения брак подразделяется на внутренний, обнаруженный внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса, и внешний, обна­руженный у потребителя продукции в процессе монтажа или эксплуатации. Брак класси­фицируется также по признакам (видам), причинам и виновникам. Под признаком (ви­дом) брака понимается содержание дефекта (отступление от чертежа, непараллельность, забоины и т. п.). Под причинами брака понимаются недостатки или ошибки, возникаю­щие в ходе производственного процесса (небрежность рабочего, ошибка конструктора, скрытые пороки литья, неисправность оборудования и т. п.).Виновником брака может быть лицо, работающее на предприятии, или внешняя организация.

Качество продукции определяется техническими характеристиками изделия, сро­ком службы, удобством эксплуатации, ухода и ремонта, дизайном и т. п. Оно зависит также от уровня технологии производства и соблюдения технологической дисципли­ны, общей культуры, организации и планирования как основного, так и вспомогатель­ного производства (ремонтные и инструментальные хозяйства), уровня квалификации кадров рабочих и специалистов.

Важное значение в деле улучшения качества продукции и борьбы с браком имеет правильная организация технического контроля на предприятии.

Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований,предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и нали­чия производственных условий, обеспечивающих требуемое качество.

Технический контроль включает:

  • • контроль качества материалов и полуфабрикатов, поступающих на предприятии от поставщиков;
  • • контроль качества продукции, предупреждение, выявление и учет брака;
  • • установление причин брака и разработка мероприятий по их устранению;
  • • разработка и осуществление мероприятий по улучшению качества продукции;
  • • контроль орудий труда (оборудования и технологического оснащения).

Основными принципами рациональной организации технического контроля на предприятиях являются:

  • профилактичность — предупреждение возникновения брака. Обеспечиваете правильным выбором соответствующих видов и объектов технического контроля;
  • степень точности и объективности определения качества продукции — (количества, видов, причин и виновников). Обеспечивается соответствием ТУ, используемых измерительных инструментов и приборов, квалификацией персонала, осуществляющего контроль, выбором видов контроля;
  • максимальное привлечение к контролю качества изготовителей продукт» Повышает ответственность исполнителей, снижает затраты на контрольные операции.

Для качественного выполнения задач технического контроля необходимо правильно определить вид контроля на той или иной стадии производственного процесса изготовления изделия.

Типовая классификация видов технического контроля продукции предприятий:

По местонахождению:

  • Стационарный контроль осуществляется на постоянном рабочем месте контроллера, применяется для контроля большого количества однородных и относительно легких изделий. Позволяет технически оснастить рабочее место контролера и ускорит процесс приемки.

  • Подвижной осуществляется на месте выполнения операции при проверке громоздких, нетранспортабельных объектов.

По назначению:

  • Приемочный— применяется для приемки производимой продукции, а также материалов и комплектующих изделий, поступающих со стороны на предприятие.

  • Предупредительный— используется для анализа качественного состояния технологического процесса и предупреждения брака. Может быть только выборочным.

По степени охвата контролируемой продукции:

  • Сплошной — стопроцентная проверка деталей одного наименования.

  • Выборочный— проверка части партии объектов и использование результатов я проведения статистических методов контроля качества. Бывает простой выборочный и статистический выборочный.

По стадиям осуществления:

  • Окончательный— производится при приемке только полностью готовых деталей, сборочных единиц и изделий. Часто сопровождается испытаниями, может быть только приемочным.

  • Промежуточный — применяется при пооперационном контроле деталей, к которым предъявляются высокие требования по качеству (например, турбинные лопатки).

  • Предварительный — является предупредительным и производится на первых операциях для проверки качества материалов и полуфабрикатов (отливок, поковок и т. п. при изготовлении ответственных деталей или изделий (например, ротор турбины).

По уровню использования технических средств контроля:

  • Органолептический

  • Регистрационный

  • Измерительный

  • Контроль качества по образцу (эталону)

Статистические методы контроля основаны на использовании теории вероятностей и математической статистики. Различают статистические методы приемочного контроля (методы одинарных, двойных выборок), предупредительного контроля (метод средних арифметических, метод индивидуальных значений, метод оценки по баллам и другие).

Наряду с техническим контролем важную роль в повышении качества играют проводимые испытания продукции.

Испытания — это экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний в результате воздействия на него предельных нагрузок и возмущающих отклонений внешней среды.

Испытания могут производиться путем измерений, анализов, диагностирования, регистрации определенных событий (отказы, повреждения) и т. п. При испытаниях полученные характеристики объектов могут оцениваться, если целью испытаний является получение количественных или качественных оценок, и контролироваться, если задачей испытаний является установление соответствия характеристик объекта заданным требованиям. Многие виды испытаний на предприятиях, как показывает практика, являются контрольными: приемно-сдаточные, периодические, инспекционные, квалификационные и т. п. Объектом испытаний может быть отдельный узел, изделие, партия изделий, модель, макет изделия. Испытания должны проводиться в соответствии с программой испытаний, представляющей организационно-методический документ, обязательный к выполнению.

Организацией, осуществляющей и координирующей работы по управлению качеством на предприятии, является отдел технического контроля (ОТК).

ОТК выполняет следующие основные функции:

  • • осуществляет контрольные операции, предусмотренные технологическим процессом;
  • • осуществляет внешнюю приемку материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поступающих со стороны, перед запуском их в производство;
  • • оформляет документы, удостоверяющие соответствие принятой готовой продукции установленным требованиям;
  • • участвует в испытаниях продукции;
  • • организует учет и анализ брака, рекламаций;
  • • участвует в предъявлении продукции заказчику, разборе конфликтных ситуаций в случае рекламаций;
  • • участвует в работах по подготовке продукции к аттестации, разработке мероприятий по предупреждению брака и контролирует их реализацию;
  • • обеспечивает развитие системы технического контроля как одного из важнейших элементов управления качеством продукции на предприятии.

ОТК является самостоятельным структурным подразделением и его руководителем подчинен непосредственно директору предприятия. ОТК предприятия подчинена сеть цеховых бюро технического контроля (БТК), каждое из которых располагает штатом функциональных мастеров и контролеров. Типовая структура ОТК предприятия представлена на рис. 1.

Типовая структура ОТК предприятия

Рис. 1 Типовая структура ОТК предприятия

Для обеспечения возложенных на ОТК функций он работает в непосредственной взаимосвязи с другими службами и подразделениями, также ответственными за качество изделий: отделы главного конструктора, технолога, металлурга, сварщика, метролога, отдел материально-технического снабжения и другими.

Важную роль в совершенствовании работы по управлению качеством продукцией играет уровень механизации, автоматизации и компьютеризации проведения контрольных операций и обработки их результатов. Целенаправленное решение этой задачи способствует повышению объективности контроля, точности оценки результата, предупреждению брака, росту производительности труда работников контрольного аппарата. Широкое применение в настоящее время нашли автоматизированные комплексные системы контроля, анализа и регулирования технологических процессов (АСУТП).

Информация о состоянии процессов ежедневно обрабатывается на ЭВМ и в виде таблиц выходной информации статистического анализа или специальных сообщений выдается службе технического контроля, технологическим отделам и цеховым бюро.

Кроме того, система предоставляет сведения о пооперационном выходе годных деталей (элементов изделий) и общем проценте выпуска годных изделий по участкам за определенный календарный период времени. Использование подобных систем, особенно в условиях серийного и крупносерийного производства, позволяет не только следить за ходом технологического процесса и определять операции с повышенным уровнем брака, но и вносить необходимые коррективы в режимы обработки, последовательность операций технологического процесса, организацию производства и планирования.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ

Похожие темы